- ПОЛЬСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
ПО́ЛЬСКАЯ ЛИТЕРАТУ́РА, литература польского народа. Развивается на польском языке. Старопольскую литературу обычно делят на три периода: средневековье (XIIXV вв.), Возрождение (XVI в.) и барокко (до середины XVIII в.). Наличие в Польше крупных древнейших памятников фольклора не зафиксировано, однако существование древней фольклорной традиции подтверждается использованием народных преданий, песен, пословиц и т. д. или упоминаниями об их бытовании, которые встречаются в старопольской письменности. Первые памятники польской средневековой письменности на латинском языке имели как религиозно-церковный, так и светский характер. Светской по духу была первая историческая хроника капеллана Галла Анонима (начала XII в.); кульминация в развитии этого жанра многотомная «История Польши» Я. Длугоша. С начала XV в. на польском языке появляются переводы церковных текстов, религиозные песнопения, а затем светские сочинения поучительного характера, диалоги, вирши, песни.
В эпоху Возрождения, отмеченную в Польше острой политической борьбой, распространением идей гуманизма и Реформации, литература обогащается произведениями большого художественного значения. В поэтических произведениях на латинском языке находят выражение политической симпатии авторов, их темперамент и личная судьба (К. Яницкий и др.). В дальнейшем латынь уступает место польскому языку. Первым писателем, писавшим только на родном языке, был М. Рей сатирик, бытописатель, моралист, популярный среди шляхты. Гуманистические веяния в придворной культуре, совершенствование языка прозы засвидетельствованы творчеством Л. Гурницкого. Образец высокой поэтической культуры польского Возрождения творчество Я. Кохановского, приобщившего польскую поэзию к важнейшим мировоззренческим и эстетическим проблемам эпохи, заложившего основы национального стихосложения и способствовавшего совершенствованию литературного языка. Кохановский оказал огромное влияние на развитие гуманистических традиций в польской поэзии. Глубиной переживаний, трагичностью мироощущения, напряженностью мировоззренческих исканий отличается лирика М. Сэмпа Шажиньского. Высокий уровень польской передовой общественной мысли демонстрируют сочинения правоведа и моралиста А. Фрыч Моджевского (на латинском языке), получившие европейскую известность и опередившие свое время. Конец XVI 1-я половина XVII вв. период расцвета мещанско-городской культуры. В кругу состоятельных городских верхов получает развитие гуманистическая ренессансная традиция, создается поэзия на латинском и польском языках, приобретают популярность описательная поэма, сатира и моралистика (С. Ф. Клёнович и др.), жанр идиллии (Ш. Шимонович, затем братья Ю. Б. и Ш. Зиморовичи и др.). Разнообразна в жанровом отношении литература, создаваемая плебейскими низами города («совизжальская» сатира, «рыбалтовская» комедия, лирические стихи и песни, часто отмеченные фольклорным влиянием, цикл «Крестьянских жалоб» и т. д.).
В XVII начале XVIII вв. развитие П. л. происходит в обстановке нарастающей феодальной анархии, опустошительных войн. В этот период, получивший название польского барокко, появляются рифмованные хроники и трактаты (С. Твардовский, В. Коховский), сочинения религиозного и мистического содержания, выражающие торжество Контрреформации, а также произведения галантно-любовной и медитативной лирики (Я. А. Морштын). В лучших литературных образцах передается обеспокоенность авторов-патриотов положением страны (В. Потоцкий и др.), ощущается стремление глубже проникнуть в психологию человека, доводится до виртуозности стихотворное мастерство. Во всем богатстве бытовых деталей запечатлела жизнь того времени эпистолярная и мемуарная проза (Я. Х. Пасек и др.). В целом же политическому упадку феодального государства сопутствует и относительный застой в литературном развитии.
В эпоху Просвещения (2-я половина XVIII начало XIX вв.) в П. л. находят отражение борьба за реформы и национальную независимость, распространение передовых общественно-философских идей, идущих главным образом из предреволюционной и революционной Франции, укрепляются связи с общеевропейским литературным процессом. Появляются литературно-художественные и общественно-политические журналы, национальный театр, обогащается литературный язык. Виднейшие писатели-классицисты (И. Красицкий, А. С. Нарушевич, С. Трембецкий, Т. К. Венгерский) подчиняют свое творчество решению национальных задач, в жанрах сатиры, басни, ироикомические поэмы обличая общественные пороки, невежество, ханжество и фанатизм, совершенствуя литературный язык, изобразительные возможности поэтического слова. Наряду с переводами и переложениями зарубежных образцов появляется оригинальная комедия (Ф. Заблоцкий, Ю. У. Немцевич), делаются попытки ввести в драму простонародный элемент (В. Богуславский). Создается роман нового времени, синтезирующий элементы дидактического, приключенческого, нравоописательного и фантастико-утопического жанров («Приключения Миколая Досьвядчиньского» Красицкого, «Рукопись, найденная в Сарагоссе» Я. Потоцкого). Видное место занимает поэзия рококо и сентиментализма, углублявшаяся в мир человеческих чувств, использовавшая некоторые фольклорные мотивы (Ф. Д. Князьнин, Ф. Карпиньский); сентименталистская проза полностью разовьется позже, в XIX в. На рубеже 8090‑х гг. XVIII в. видную роль в политической борьбе играют радикальная публицистика, анонимная «якобинская поэзия», выступления революционно настроенных писателей (Я. Ясиньский).
П. л. на протяжении всего XIX в. развивалась в условиях национального угнетения народа под игом трех монархий. Большое влияние на характер П. л., проникнутой революционно-патриотическим содержанием оказали национально-освободительного восстания 1830 1831, 1846, 1848, 1863 1864.
Романтизму П. л. обязана величайшими художественными достижениями. Он охватывает эпоху национальных восстаний вплоть до 60‑х гг. XIX в. Литература играет важную роль в освободительной борьбе, развитии национального самосознания и сохранении национальной культуры. Романтическое направление складывается на рубеже 1020‑х гг. XIX в., первым его образцом и манифестом стали два тома «Поэзии» крупнейшего польского поэта А. Мицкевича; общественную основу романтизма составило национально-освободительное движение, имевшее в тот период «первостепенное значение с точки зрения демократии не только всероссийской, но и всеславянской, но и всеевропейской» (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 25, с. 297). В польском романтизме решительно преобладают революционно-патриотические тенденции. На первый план выдвигаются баллада и лиро-эпическая поэма, или «поэтическая повесть» («Гражина», «Конрад Валленрод» Мицкевича, «Мария» А. Мальчевского, «Каневский замок» С. Гощиньского), делаются попытки обновления драматических форм. Романтики обращаются к фольклору (не только к польскому, но и других славянских народов), видя в нем отражение народного мировосприятия, используют исторические сюжеты. В литературе утверждается новый тип героя самоотверженного борца за свободу народа, демократизируется литературный язык, совершенствуется стихосложение.
После разгрома польского восстания 1830 1831 определяющей (временно) становится литература эмиграции. Романтики стремились понять причины неудачи восстания, критически осмыслить опыт шляхетской революционности, отрыв авангарда освободительной борьбы от народных масс. Они обличали царизм и его прислужников. Интенсивно развивается романтическая драма, разнообразная по форме, насыщенная морально-политической проблематикой (3-я часть «Дзядов» Мицкевича, «Кордиан» Ю. Словацкого, «Небожественная комедия» и «Иридион» 3. Красиньского и др.). Жанр поэмы обогащается новыми разновидностями: национальная эпопея «Пан Тадеуш» Мицкевича, философско-историческая поэма Словацкого «Король Дух» и др. Историко-философские искания помимо художественного творчества находят выражение в мировоззренческих системах мессианистского, мистико-иррационального характера, обосновывающих грядущее избавление Польши.
В самой стране отдельные авторы остаются вне романтизма (А. Фредро, шедший от просветительских традиций к реализму и в 2030‑х гг. создавший свои лучшие комедии, богатые социальным и психологическим содержанием). Развиваются прозаические жанры (Ю. И. Крашевский, Ю. Коженёвский). В канун общеевропейского революционного движения 1848 на сцену выступает революционно-демократическая поэзия (Р. Бервиньский), пробуждается интерес к крестьянской жизни (в прозе Крашевский, в поэзии Т. Ленартович, В. Сырокомля и др.). Особое место в литературе 4070‑х гг. занимает Ц. Норвид, стремившийся выработать новые поэтические средства; романтическое живописание и эмоциональное восприятие вытесняются в его творчестве тягой к философской проблематике.
После восстания 1863 1864 в литературе господствует реализм (иногда это время называют «периодом позитивизма» вследствие влияния его общественных идей на творчество ряда писателей). В публицистике и некоторых художественных произведениях пропагандируются идеи «органического труда», «работы у основ», содействие экономическому прогрессу страны, просвещению масс, ликвидации феодально-шляхетских предрассудков. Поэзия богата гражданскими мотивами, утверждает верность демократическим идеалам, касается новых проблем, поставленных капиталистическим развитием, обращается к жизни народа, правдиво изображая тяжесть его положения (А. Аснык, М. Конопницкая). Подъема достигла проза; в романах, повестях, рассказах дается широкая социальная панорама: изображается жизнь крестьянства и городских низов, отмечаются противоречия общественного развития, обрисовываются новые социально-психологические типы (произведения Э. Ожешко, Б. Пруса, молодого Г. Сенкевича). Популярность завоевывает исторический роман (произведения Сенкевича, живописавшего времена старой шляхетской Польши, Крашевского, охватившего всю отечественную историю, «Фараон» Пруса), содействующий укреплению и развитию национального самосознания. Успешно развиваются критика и литературоведение. В последние десятилетия XIX в. в прозе намечаются тенденции натурализма (А. Дыгасиньский и др.). Начало рабочего движения в Польше дает первые образцы пролетарской поэзии («Варшавянка» В. Свенцицкого, «Красное знамя» Б. Червеньского). Зарождается марксистская критика.
Мировое признание П. л. в XIX в. нашло выражение прежде всего в интенсивном развитии русско-польских литературных связей. Огромное значение имело пребывание в России Мицкевича, произведения которого высоко ценились и многократно переводились русскими литераторами. В свою очередь Мицкевич пропагандировал русскую литературу в парижских лекциях 40‑х гг. В Польше переводы из русской поэзии появлялись на протяжении всего XIX в. Широкую популярность получили М. Е. Салтыков-Щедрин, И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, оказавшие влияние на крупнейших польских писателей. Произведения польских авторов (Ожешко, Сенкевича, Пруса и др.) переводились на русский язык почти одновременно с публикацией в Польше.
В литературный период 18901918, получивший в польском литературоведении название «Молодая Польша», наряду с развитием реализма возникают модернистские течения (импрессионизм, символизм, неоромантизм). В прозе, где реалистическое направление оставалось ведущим, углубляется социальный критицизм, успешно разрабатываются темы деревни, власти земли, назревающего крестьянского бунта, капиталистического города (В. С. Реймонт, С. Жеромский, обратившийся также к темам социальных исканий интеллигенции, к истории борьбы народа за национальную независимость). После 1905 в литературу приходит тема революции как жертвенного подвига интеллигентов-революционеров (А. Струг). Теоретиками модернизма выступили С. Пшибышевский и др. Характер поэзии определяют символистские и импрессионистские тенденции, ее основные жанры: философская, любовная и пейзажная лирика (К. Тетмайер, Я. Каспрович). Новые, жизнеутверждающие мотивы появляются в лирике Л. Стаффа, сторонника «классической» линии в поэзии, сатирических стихах Т. Бой-Желеньского. Монументальные романтико-символические обобщения прошлого и будущего Польши дал в своих пьесах С. Выспяньский. Реалистическую драму представляют «мещанские трагифарсы» Г. Запольской.
После восстановления польского государства в 1918, что стало возможным в результате Октябрьской революции в России, в межвоенный период (1918 1939) в П. л. шла острая идеологическая борьба. Часть писателей, охваченная националистическими настроениями, выступала в защиту буржуазного государства. Но основное направление развития П. л. определялось реалистическими и демократическими тенденциями. Критическое изображение конфликтов в восстановленном польском государстве характерно для реалистического социально-политического и социально-бытового романа (Жеромский, З. Налковская, М. Домбровская, Струг и др.). В 30‑х гг. развиваются реалистическая психологическая проза (Я. Ивашкевич, Налковская) и драма, а также т. н. иррациональный психологический роман и гротескная драматургия. Основы социалистической литературы закладывались в творчестве В. Броневского, лидера группы революционных поэтов (Б. Ясенский, Л. Шенвальд, Э. Шиманьский и др.), прозаиков Л. Кручковского, В. Василевской, в работах критика-марксиста И. Фика.
В поэзии, испытавшей сильное влияние лирики Стаффа и символико-фантастической лирики Б. Лесьмяна, выделилась идейно неоднородная группа «Скамандр» (Ю. Тувим, Ивашкевич, А. Слонимский и др.), с «традиционализмом» которой боролись «авангардисты» (Ю. Пшибось и др.). В лирике К. И. Галчиньского, Ю. Чеховича, М. Яструна и др. отразились ощущения катастрофы, апокалиптического предчувствия.
В годы 2-й мировой войны 1939 1945 многие писатели были брошены в концлагеря (в т. ч. известный писатель, педагог, врач Я. Корчак), расстреляны, погибли от лишений. П. л. антифашистского Сопротивления (см. Сопротивления литература) создавалась в оккупированной гитлеровцами Польше (К. Бачиньский и др.), несмотря на жестокий террор, а также в эмиграции (в Советском Союзе Василевская, Шенвальд, Е. Путрамент, на Западе Броневский, Тувим).
Разгром немецко-фашистских захватчиков и установление народно-демократического строя в Польше создали новые условия для развития литературы. Облик литературы 1945 1948 определила общественную потребность осмысления трагических уроков истории, периода войны и фашистской оккупации Польши (реалистическая проза Т. Боровского, Налковской, Ивашкевича, драмы Кручковского). С художественным освоением этой темы, а также с критической оценкой прошлого (С. Дыгат, Т. Бреза) связана эволюция ряда писателей от абстрактного к социалистическому гуманизму. Расширились польско-советские литературные связи, возросло число переводов произведений советских писателей. После 1949, когда на 4-м съезде Союза польских писателей был выдвинут лозунг борьбы за социалистический реализм, появились произведения о социальных преобразованиях в стране (Домбровская, В. Мах), о периоде фашистской оккупации (Б. Чешко), о революционном движении в буржуазной Польше (И. Неверли), о катастрофе Польши в сентябре 1939 (Путрамент, В. Жукровский). Достижения поэзии связаны с творчеством Броневского, Галчиньского, Ивашкевича, Пшибося, Яструна и др.
В середине 50-х 70‑е гг. в центре внимания писателей вопросы этики и политики, исторической и социальной обусловленности развития личности, иногда рассматриваемые в абстрактно-философском плане. Развиваются эссеистика и философско-аналитическая проза (Бреза, Дыгат). Преобладает морально-философская проблематика; главные темы: 2-я мировая война, подполье в годы оккупации, становление народной власти (трилогия «Хвала и слава» Ивашкевича, романы Домбровской, Р. Братного, Т. Голуя, Жукровского, Х. Аудерской), перемены в жизни села (Ю. Кавалец, В. Мысливский), тема истории и труда рабочего класса. Получил развитие жанр исторического и историко-биографического романа (Я. Парандовский, Т. Парницкий, Голуй). Популярна философская фантастика (С. Лем), произведения документальных жанров. В создании социалистической реалистической драмы большую роль сыграл Кручковский. Для поэзии 6070‑х гг. Т. Ружевича, С. Гроховяка и др. характерны тяготение к морально-философским проблемам современности, отказ от риторики и лирической иллюстративности.
В начале 80‑х гг. в обстановке общественно-политического кризиса в стране руководство Союза польских писателей заняло антисоциалистические позиции; в августе 1983 Союз был распущен, в ноябре создан новый Союз польских писателей, поддерживающий социалистический путь развития ПНР.
Литературная периодика: «Tworczość» (с 1945), «Miesięcznik Literacki» (с 1966), «Poezja» (с 1965); «Žycie Literackie» (с 1951); «Polonistyka» (с 1948); «Przeglad Humanistyczny» (с 1957).
Издания:
Польск. новелла, М., 1949;
Польск. поэзия, т. 12, М., 1963;
Польск. лирика. В переводах рус. поэтов, М., 1969;
Совр. польск. рассказы, М., 1969;
Совр. польск. поэзия, М., 1971;
Польск. рассказ, М., 1974;
Совр. польск. повести, т. 12, М., 1974;
Польск. поэзия XVII в., Л., 1977;
Польск. повести, М., 1978;
Польск. романтич. поэма XIX в., М., 1982.Литература:
История польск. литературы, т. 12, М., 1968 1969;
Ведина В. П., Современная польск. проза, К., 1971;
Писатели Народной Польши. [Сб. ст.], М., 1976;
Поиски и перспективы. Литературно-художественная критика в ПНР, пер. с польск., М., 1978;
Цыбенко Е. З., Из истории польско-русских литературных связей XIXXX вв., М., 1978;
Хорев В. А., Становление социалистич. литературы в Польше, М., 1979;
Пиотровская А. Г., Худож. искания совр. польск. литературы. Проза и поэзия 6070‑х гг., М., 1979;
Historia literatury polskiej, t. 13. Warsz., 1972 1973;
Klimowicz M., Oświecenie, Warsz., 1972;
Ziomek J., Renesans, Warsz., 1973;
Hernas Cz., Barok, Warsz., 1973; Markiewicz H., Pozytywizm, Warsz., 1978;
Słownik wspólczesnych pisarzy polskich, t. 14, Warsz., 1963 1966;
Słownik współczesnych pisarzy polskich, Seria 2, t. 13, Warsz., 1977 1980;
Bibliografia literatury polskiej. Nowy Korbut, t. 19, 1215, 17, Warsz., 1963 1981;
Kurant J. L., Polska literatura piękna od XVI w. do początku XX w. w wydawnictwach rosyjskich i radzieckich [Указатель переводов и литературно-критич. работ на рус. яз., изданных в 1771 1975 гг.], t. 1, Moskwa Warsz. Wrocław, 1982.Б. Ф. Стахеев, В. А. Хорев.
Литературный энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Под редакцией В. М. Кожевникова, П. А. Николаева. 1987.